До и после моей смерти. «Кухня» романа
Идея написать такой роман уже несколько лет тихонько жила в моей голове. Но к этому содержанию нужно было найти красивую форму, чтобы получилась история, которую было бы интересно читать.
Такой формой и стала история Николя Фламеля – самого «успешного» средневекового алхимика, которому удалось получить «эликсир бессмертия». Я представил себе Фламеля — нашего современника, который живет на свете уже почти 700 лет.
И получилась такая история…
Аннотация
Николя Фламель – средневековый алхимик, которому удалось получить “эликсир жизни” и дожить до наших дней. Ни болезни, ни даже авиакатастрофа, в которую он попадает, не могут оборвать его жизнь…
У программиста Жоры Шкуля свой путь к бессмертию: он пишет программу, которая позволит создавать «цифровой клон» любого человека.
Города, отели, кафе, люди…
Все места, где происходит действие романа (за исключением Военного музея, расположенного в Пороховой Башне и отеля «Neiburgs», в котором поселился Мардун), реальны и абсолютно аутентичны.
Это значит, что я помещаю и поселяю героев только там, где сам был и описываю эти места именно так, как они выглядят на самом деле. Во всяком случае – выглядели, когда я их видел.
Обо всех этих местах и о людях, которые стали прототипами героев романа, я расскажу здесь.
Странная скульптура
В новелле «Мальчик, подожди!» упоминается «странная скульптурная композиция: два мальчика, вырывающие друг у друга гуся».
Эта скульптура моего детства стояла в скверике на Загородном проспекте, куда меня каждый день водили гулять (мы жили по соседству, на Звенигородской). Самое удивительное — она и сейчас там стоит!
«Маленький городок в центре Европы»
Шесть ударов колокола – «тяжелых, медленных и грозных, как будто звонил сам Бог!», будили нас в Бельско-Бяле, как и моего героя, каждое утро, в шесть часов. Ведь колокольня находилась прямо напротив окон нашего отеля. Но звонит колокол так красиво, что просыпаться под него совсем не тяжко!
Отель «Колонна»
в котором всегда останавливался Николя Фламель, приезжая в Ригу, находится в самом центре города, на улице Тиргоню. Рядом – Домский Собор, кафе «Queens», в котором впервые встречаются два главных героя… Да и Пороховая Башня недалеко.
4-й этаж отеля – мансардный, поэтому номера там классные – со скошенными потолками, деревянными колоннами и с панорамными видами из окон. Фламеля я поселил в наш номер — именно в таком жили мы всегда, когда приезжали в Ригу.
Паб «Queens»
Впервые Шкуль заходит в «Queens» вечером, незадолго до закрытия заведения и заказывает яичницу с колбасами. Это блюдо действительно есть в меню, но… Когда, уже после написания романа, мы с женой в один из визитов в Ригу, вечером оказались в «Queens», я решил заказать тот же ужин, что и мой герой.
Но оказалось, что яичницу с колбасами здесь готовят только на завтрак! До этого я не раз заходил в этот паб, но только затем, чтобы выпить кофе. Поэтому не знал таких тонкостей…
Пороховая Башня
Одно из самых старых из сохранившихся зданий в Риге, примерно ровесница Фламеля, стоит то ли с XIII, то ли с XIV века. Как я уже упоминал, в ней сейчас находится Военный музей, в котором я не был.
Таинственные бункеры под пороховой башней действительно существуют и действительно являются “таинственными”. В том смысле, что в Риге никто не знает толком ни об их происхождении, ни о функциональном назначении (ну, кто-то, все-таки, наверное, знает). Сами работники военного музея, как рассказывают те, кто с ними общался, очень неохотно говорят на эту тему. Вот я и подумал: почему бы алхимической лаборатории Фламеля не находиться именно там?..
Эта башня изображена в правом нижнем углу на иллюстрации к обложке.
Дедушка Павел Анатольевич
не является действующим персонажем романа. Он – дедушка одного из героев, которого тот вспоминает. «Расшифровать» этого персонажа довольно просто. Конечно же, его прототип – известный советский разведчик Павел Анатольевич Судоплатов.
Он прожил, как любили писать в советских газетах, «большую и трудную жизнь», дожив почти до 90 лет. Его биография «внушает», даже если знакомиться с ней только по Википедии, не говоря уже о серьезных биографических исследованиях и книгах о нем, которых множество.
А уж книги, написанные им самим о его работе в «органах», просто проглатываются между вздохом и выдохом. Независимо от того, насколько искренне и правдиво то, что он пишет. Его называли – «Терминатор Сталина». Как говорится, без комментариев…
Вощинский
Николя Фламель
Это персонаж исторический – он жил в 14-м веке в Париже, работал нотариусом…
В 1357-м году ему в руки попадает «Книга иудея Авраама» — древний папирус на арамейском языке, в котором подробно описывалась технология получения «философского камня». На расшифровку ее тайного смысла у Фламеля ушло 20 лет…
Неожиданно скромный нотариус начинает активную «финансовую деятельность»: он скупает дома и земельные участки, финансирует церкви, занимается меценатством… Только церкви Сен-Жак-ля-Бушери, прихожанином которой он был, Фламель пожертвовал больше 100000 франков! В этой же церкви он купил место для своей могилы…
Все это – исторически подтвержденные факты его биографии, которые позволили некоторым любителям истории алхимии сделать вывод, что Николя Фламелю действительно удалось получить «философский камень». Сам он не только не скрывал этого, но и написал несколько книг об истории своих поисков и разгадке им главного секрета алхимии. Эти книги – «Иероглифические фигуры», «Краткое изложение философии» «Книга прачек», «Завещание». У нас они изданы издательством «Азбука» под одной обложкой и общим названием «Алхимия».
Но главные загадки жизни Фламеля начинаются после его «официальной» смерти, в 1418-м году. «Официальной» потому что через 200 лет, когда, собственно, и появилась «загадка Фламеля», в его вскрытой могиле не обнаружили его тела. Кроме того, уже после смерти Фламеля его несколько раз встречали разные люди в разных странах. Ну, во всяком случае, они это утверждали, причем, некоторые – даже на суде, под присягой.
Кстати, дом по адресу 51 Rue de Montmorency, Paris 75003, в котором жил Фламель, до сих пор сохранился и считается самым старым зданием в Париже. Сейчас там – таверна, названная в честь знаменитого бывшего хозяина дома…
Три коротеньких новеллы
включены в композицию романа. На первый взгляд, их ничто не связывает с сюжетом, кроме главного героя. Три новеллы – три эпизода из его жизни: «Мальчик, подожди!», «Экзамен», «Месье!». Раннее детство, юность, взрослость.
На самом деле, эти три эпизода – из моей биографии, и я просто «подарил» их своему герою. Мне кажется, что они хорошо «работают» на раскрытие его образа. А если при этом придают ему немного сходства с автором – я не против.